Состояние поискового маркетинга 2020

Компания «Ашманов и партнеры» представила новое исследование по состоянию поискового маркетинга в сфере e-commerce за 2020 год. Эксперты пришли к выводу, что одним из ключевых источников трафика для российских e-commerce сайтов является органический поиск. При этом для 47% опрошенных стоимость привлечения клиентов из поисковых систем ниже, чем из других каналов интернет-маркетинга.

Ключевые выводы исследования

Посещаемость российских e-commerce-сайтов составляет около 1 млрд визитов в месяц. Доля визитов с десктопных устройств составляет 55,26%, с мобильных – 44,74%.

В апреле 2020 года в период самоизоляции посещаемость e-commerce-сегмента снизилась на 8,25%. Спад наблюдался даже у крупных игроков. Падение затронуло игроков из топ-5, кроме Wildberries, чья посещаемость в апреле выросла на 7,4%.

Главным источником посещаемости сайтов из сферы e-commerce на десктопах остаются прямые заходы. Их доля составляет 41,33%. Доля трафика с органического поиска за период с мая 2019 года по апрель 2020 года составила 33,68%.

Начиная с четвертого квартала 2019 года, эксперты отмечают снижение объема прямого трафика. В первом квартале 2020 года он практически сравнялся с визитами из органического поиска.

Другие источники десктопного трафика для e-commerce-сайтов: email – 6,76%, реферальный – 6,21%, соцсети – 4,69%, платный поиск – 5,2%, медийная реклама – 2,13%.

Согласно опросам, 84% респондентов продвигают интернет-магазины в поисковых системах. Не продвигаются в поиске 13% опрошенных игроков рынка, при этом на 75% эта группа состоит из интернет-магазинов на базе офлайн-ритейла.

66% опрошенных отметили рост посещаемости из поисковых систем. 47% – сообщили о росте продаж. 22% респондентов рассказали о снижении трафика и продаж из поиска, 71% из них – это небольшие игроки с оборотом менее 800 млн рублей в год.

85% опрошенных удовлетворены результатами продвижения в поиске, 44% – оценивают результаты удовлетворительно, а 41% – выше среднего.

Опрос показал, что крупные и малые компании из сферы e-commerce активнее увеличивают бюджет на SEO, чем средние. Увеличили бюджет на SEO 66% крупных компаний, 42% – малых компаний и 30% средних.

47% респондентов отметили, что привлекать клиентов из поиска дешевле, чем из других каналов маркетинга.

51% опрошенных представителей e-commerce сообщили, что у них в штате есть SEO-специалист. При этом оказалось, что интернет-магазины на базе офлайн-ретейла почти в 2 раза реже нанимают SEO-специалистов в штат (39%), чем тематические интернет-магазины (69%). 40% магазинов доверяют продвижение SEO-агентствам.

Основными конкурентами в поиске 44% опрошенных считают маркетплейсы. 30% респондентов считают основными конкурентами в выдаче Яндекса и Google тематические интернет-магазины, 14% – онлайн-гипермаркеты.

Самая популярная SEO-стратегия в отрасли – продвижение по объему поискового трафика (39%). На втором месте – продвижение по позициям (33%), на третьем – продвижение с оплатой за лиды (9%).

53% опрошенных проводят SEO-аудит интернет-магазинов реже, чем один раз в год. При этом доля участников, которые отметили рост продаж и посещаемости, выше в группе, которая проводит аудит чаще, чем раз в год – 55% против 39%.

63% респондентов полностью или частично доверяют проведение SEO-аудитов агентствам.

По мнению опрошенных основными точками роста в SEO являются: расширение структуры сайта (73%), улучшение поведенческих характеристик (70%) и адаптация под мобильные устройства (50%).

87% опрошенных считают понимание SEO необходимым знанием для маркетолога в сфере e-commerce. При этом глубоко знают SEO и следят за трендами 35% опрошенных, а дела с продажами у них обстоят лучше, чем у других. 59% участников из группы с глубокими знаниями SEO отметили рост продаж и посещаемости из поиска. В группе, которая «хорошо разбирается в SEO, но не следит за трендами», посещаемость и продажи из поиска выросли только у 36%. Среди респондентов, которые «знают основы», посещаемость и продажи из поиска выросли у 44%.

59% опрошенных сообщили, что размещают предложения в маркеплейсах. Самым эффективным маркетплейсом онлайн-ретейлеры считают Яндекс.Маркет (48%), Ozon (33%), Wildberries (25%).

Ознакомиться с полной презентацией исследования можно по ссылке.

Источник: Ашманов и партнеры